Развитие навыков самообслуживания детей с аутизмом, синдромом Дауна и тяжёлыми формами задержки психо-речевого развития

В России детей-инвалидов в большей мере учат выполнять механические операции – складывать паззлы, соединять точки линией-дорожкой, строить пирамидки из кубиков. При этом  такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор и чувство ответственности ускользают из традиционной обучающей программы.

Формирование бытовых навыков и навыков самостоятельности у детей с отклонениями в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии крайне затруднено, хотя и необходимо. В связи с нарушениями коммуникативной сферы у детей с данными отклонениями в развитии практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Сюжетно-ролевая игра, свойственная детям без аномалий в развитии, очень слабо развита у детей с синдромом Дауна, крайне ограничена у детей с тяжёлыми формами недоразвития интеллектуальной сферы и фактически отсутствует у детей с аутизмом. Именно поэтому этих детей приходится отдельно и весьма долго обучать элементарным бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Несмотря на разительную разницу в проявлении нарушений здоровья, у детей с аутизмом, синдромом Дауна и грубыми нарушениями психо-эмоционального и интеллектуального развития идентичные проблемы, мешающие овладеть азами самообслуживания:

1.      расторможенность

2.      отсутствие реакции на просьбы взрослого, нарушенные коммуникативные навыки

3.      нарушения моторики.

4.      у детей с аутизмом - ещё и поведенческие стереотипии.

Существует несколько методик, обучающих ребёнка азам самообслуживания и бытовым навыкам. При правильном применение, любая из нижеописанных методик даёт свои положительные результаты.

В зарубежных странах наиболее известна программа коррекционной работы «Хайскоуп», основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Адаптация «Хайскоуп» для занятий в домашних условиях и с детьми с проблемами в развитии получила название «Мягкий старт». «Мягкий старт» базируется на предпосылке, что обучение ребёнка только безынициативному повторению определённых инструкций бессмысленно. «Хайскоуп» предлагает поощрять в детях стремление к неза­висимости, предоставляя им возможность самостоятельного выбо­ра и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей.

Согласно методике, для успешного развития необходимо:

— Предлагать детям для игр и занятий множество разнообразных материалов для игры и экспериментирования, используя в основном бытовые предметы.

— Предоставлять им свободный выбор занятий.

— Разговаривать с ними и позволять им разговаривать во вре­мя игры.

— Предлагать помощь и поддержку в решении проблем, но не давать указаний и не решать проблемы за детей.

Изначально, приступая к обучению ребёнка по программе «Хайскоуп»,  взрослые должны обеспечить ребёнка личными предметами самообслуживания, идентичными предметам взрослого человека: личным пылесосом, щёткой для одежды и обуви, вешалкой для вещей, тряпкой для пола и протирки стола, личным молоточком и т.д.

Эта система требует большого внимания к деятельности ребёнка и практически полной самоотдачи взрослого. Эта программа должна реализовываться домочадцами под руководством педагога, а не только на спецзанятиях в развивающем центре. Для выполнения заданий ребёнку придётся  оперировать с предметами – перекладывать, накладывать, вынимать, пересыпать, перебирать пальцами и т.д. Поэтому ребёнка до начала работы по программе нужно обучить пониманию и осуществлению простых действий: возьми, положи, нажми, стоп, подними, дай руку и т.д. До начала занятий у ребёнка должны быть уже сложены определённые рабочие навыки, ребёнок должен быть контактным и стремиться к коммуникации.

Далее взрослый начинает постоянно своим примером показывать, что и как надо делать. При этом взрослый короткими повторяющимися фразами комментирует.

Пример: «Из чашки пролилась вода. На столе лужа. Лужа – это плохо. Мама возьмёт тряпку, Саша возьмёт тряпку. Мама протрёт лужу, Саша протрёт лужу. Лужи нет. Это хорошо».

При многократном повторении действий с уничтожением лужи через некоторое время взрослый начинает только комментировать, а действия выполняет только ребёнок. С ходом обучения мама расширяет диапазон действия, предлагая ребёнку сначала взять свою тряпочку в шкафу, а по окончанию уборки – положить её на место. Когда вся последовательность действий заучена, мама перестаёт полностью комментировать. Предлагает только начало: «из чашки пролилась вода….» Ребёнок дальше уже знает необходимую последовательность действий. Если ребёнок говорящий, то надо поощрять проговаривание ребёнком последовательности действий. Постепенно у ребёнка будет возникать в сознании вся цепочка действий ещё до слов взрослого, и вытирание пролитой воды приобретёт вид сознательного действия без подсказки.

Так как ребёнку с нарушениями здоровья проще жить в упорядоченности и режимности, надо ввести ему некоторые подсказки, которые будут демонстрировать привычность и периодичность жизни. Например, объясняйте ребёнку последовательность событий в повседневной жизни: сначала ты уберешь игруш­ки, а потом будешь полдничать. Повторяйте это несколько раз, кратко и одними и теми же словами. Так взрослый помогает ребёнку связать воедино некоторые действия, что создаёт некую причинно-следственную связь.

Расширяя возможности ребёнка, согласно методике Хайскоуп, взрослый постепенно усложняет совершение уже заученного действия. Например, в шкаф, где лежит тряпка, кроме тряпки кладётся щётка, баночка, игрушка. Ребёнку нужно выбрать, желательно без подсказки мамы, именно тряпку и вернуться к столу, чтобы устранить лужу. Так мы переключаем ребёнка с момента совершения заученных действий на момент полной инициативности.

Обучающая программа по методике Хайскуоп не встречает в нашей стране большой поддержки, так как требует полной самоотдачи мамы (или иного родственника) и последовательных действий изо дня в день. Немного меньших усилий требует программа, опирающаяся в полной мере на методику АВА («Applied Behavior Analysis» или её американский вариант «Behavior  Modification». Среди русских специалистов эту методику чаще всего называют «Поведенческая модификация». Эта методика все равно требует большой отдачи от родителей ребёнка и многочасовых ежедневных занятий, но согласно этой методике мы не ждём, когда ребёнок пойдёт добровольно на контакт. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором педагога.

При всей строгости обучающей программы по методике АВА, отмечу, что только она подходит для тяжёлых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжёлых форм интеллектуальной недостаточности. Здесь мы не ждём, когда ребёнок захочет научиться завинчивать крышки баночек. У ребёнка нет выбора – ему поставили баночки, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык.  При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций.

В рамках методики АВА ребёнку можно и даже нужно насильно показать, как делается то или иное действие. Например, если ребёнок не умеет вытирать стол, ему в пальцы силой вкладывается тряпка и рукой ребёнка вытирается лужа. При этом взрослый в педагогических целях создаёт ситуацию, требующую исправления чаще, чем она возникает в реальной жизни. Это не означает, что стол надо специально поливать водой на глазах ребёнка. Но можно спровоцировать игры, которые обязательно вызовут лужу на столе: игры с корабликами, вылавливанием предметов из воды, переливанием воды из чашки в чашку.

При выборе индивидуального плана обучения по методике АВА необходимо предусмотреть следующие моменты:

  1. предварительно оценить, какие навыки наиболее важны для ребёнка.

Например, обычно родителей беспокоит отсутствие навыка опрятности. Тот факт, что ребёнок 4-5 лет не умеет самостоятельно есть, не умеет не только надеть, но даже снять одежду, не умеет сам мыть руки – это почему-то родителей совсем не беспокоит. По методике АВА мы должны следовать нормам развития обычных детей, стремясь довести ребёнка до этого уровня, а не следовать пожеланиям родителей. Поэтому воспитание азам самостоятельности по АВА требует полного доверия родителей педагогу.

  1. надо заранее подготовить ребёнка к основным обучающим моментам – выработать рабочие навыки, установить контакт, убрать вероятные причины отказа от контакта. Например, абсолютно бесполезно учить пылесосить ребёнка, которого пугает звук включённого пылесоса. Зато можно начать обучать его мытью посуды или, скажем, вытиранию обуви.
  2. Нельзя при приучении опираться на стереотипии поведения. Если ребёнок с аутизмом или синдромом Дауна очень любит играть с водой, то обучение мытью посуды отодвигается на задний план. Иначе занятие превратиться в разбрызгивание и плескание, а цель так и не будет достигнута.
  3. обучая, необходимо учитывать индивидуальные особенности развития.

Например, четырёхлетнего ребёнка с синдромом Дауна можно достаточно легко научить передавать денежку на билет в маршрутном такси, но сложно научить наливать себе чай, так как эти движения (поднять чайник, наклонить, насыпать сахар, помешать и т.д.) требуют тонкой работы запястья, что даётся дауняткам с трудом. Дети с аутизмом, наоборот, быстрее научатся резать себе салат, чем смогут впустить в свой мир чужого человека. Поэтому заплатить за себя в магазине для них часто невозможная задача. Не забудем, что у многих детей с аутизмом существует сенсорная сверхчувствительность. Поэтому одни дети с аутизмом долгое время не могут пользоваться пылесосом – их пугает звук. Другие не могут научиться приводить пол и обувь в порядок, так как запах химических моющих средств для них излишне привлекателен. Такие дети начинают нюхать средство для мытья стёкол, абсолютно забывая о цели занятия.

  1. обучая, необходимо предусмотреть организацию оптимальной обучающей среды. Если ребёнок получил какие-то знания на занятии с педагогов, то дома эти знания должны в занятиях довестись до автоматизма.

Часто родители говорят, что ребёнок «ну, абсолютно необучаем!» Любые фразы вроде «у нас не получилось, он ушёл в истерику….мы устали…. он не хотел… вёл себя неадекватно, не было времени….» и т.п. – это демонстрация НЕЖЕЛАНИЯ родителей работать с ребёнком, попытка переложить всё на педагога. Поэтому ни один специалист, работающий по методике АВА, не возьмётся заниматься с ребёнком, если дома с ним не будут закреплять полученные на занятиях знания. То есть, если на занятии учились варить картошку, значит дома как минимум неделю подряд каждый день придётся это делать, есть и нахваливать ребёнка.

Плюс данной методики в том, что ребёнку не нужно выделять отдельную личную тряпку, ведро, губку и пылесос для обучения самообслуживанию. Ребёнок должен уметь пользоваться общими предметами. Для ребёнка не обязательно детально проговаривать все детали, можно на начальном этапе ограничиться таким указанием: На столе лужа. Это плохо. Надо вытереть стол». Мама вкладывает в руку ребёнка тряпку и помогает водить тряпкой по столу, повторяя: «я вытираю стол». Потом мама обязательно хвалит ребёнка, даже если всю работу рукой ребёнка делала она сама.

Постепенно давление мамы на руку ребёнка облегчается, и мамина поддержка слабеет, перемешается на запястье, потом – к локтю, дальше при работе с неуверенным ребёнком можно класть ему на плечо руку для одобрения. Когда ребёнок уже может сделать действие без физической поддержки взрослого,  взрослый акцентирует внимание ребёнка на ситуации:

«На столе лужа. Это плохо. Надо вытереть стол. Сделай, как я» - мама берёт сама тряпочку и вытирает часть лужицы,  остальную часть зеркально выполняет ребёнок.

Отметим, что методика АВА, хотя и даёт невероятно высокие результаты даже в случаях с тяжёлыми детьми, требует от родителей крепких нервов, так как по ходу занятий придётся переступать через негативизм и истерики ребёнка. По методике АВА сначала мы учим ребёнка выполнять отдельные действия – потереть морковку на тёрке, пропылесосить пол, сложить грязную посуду в раковину, а по мере наращивания процедур, которые может свободно выполнить ребёнок, отдельные действия связываются в полную картину. Известны случаи, когда дети с синдромом Дауна или аутизмом, обучившись ряду полезных домашних навыков, практически полностью снимали с родителей заботы по дому, что очень облегчало жизнь и улучшало эмоциональных настрой в семье.

Но возникает закономерный вопрос: как сложить все разрозненные действия, которые умеет выполнять ребёнок, в единый план? И вот тут многим родителям приходит на помощь система TEACCH.

Уточним, что в полном варианте система ТЕАССН в отечественных условиях неупотребима, так как опирается на возможность подстроить упорядоченную среду, в которой ребёнку будет комфортно. При полном следовании методики, ребёнок свободно обслуживает себя в своём доме, так как знает, например, где лежат ложки, тряпки, тарелки и т.д. Но стоит переставить тарелки и кастрюли местами или, что часто бывает, попасть ребёнку в необычную обстановку – он уже теряется. Например, ребёнок, великолепно вытирающий дома лужицу дома, не может это сделать у бабушки в гостях или в кабинете психолога. Поэтому система  ТЕАССН, с её ритуализмом и полной предсказуемостью, в нашей стране обречена на провал.  Но для детей, у которых зрительное восприятие превалирует, а в связи с особенностями формирования психики инициативность отсутствует, мы можем взять из этой системы очень разумную идею расписания дня по карточкам. Отметим, что эта система очень удобна неговорящим детям.

Итак, необходимо завести иллю­стрированное расписание, показывающее, как организован день ребёнка, чем он должен заниматься сейчас и в ближайшем будущем. Расписание дня малыша или ребёнка на ранней стадии коррекции покрывает только несколько часов, для возраста 6-7 лет – уже полдня.

Возьмите доску или лист картона, заламинируйте и закрепляйте на нем с помощью скотча рисунки предметов, фотографии – любые картинки, подходящие по ситуации. Расписание должно «читаться» слева направо и сверху вниз. Каждое действие и ситуация получает своё кодовое изображение. Скачайте из Интернета или же используйте различные рисунки из графических редакторов. Например, для обозначения приёма пищи, используйте схематический рисунок тарелки, для сна - кровати, для купания – льющейся воды из душа, для мытья рук – руки с мылом. Там, где символьные изображения подобрать нельзя, возьмите фотографии или картинки из журналов. Для прихода бабушки в гости – фотографию бабушки в дверях, а для похода ко врачу – фотография врача. 

Для описания жизни ребёнка 3-4 лет, как правило, хватает 30 карточек. Если происходит что-то не­ожиданное, используйте восклицательный знак как символ изме­нения первоначальных планов.  Для детей с развитым интеллектом в 7-8 лет картинки начните подписывать словами, а по ходу убирайте картинки, оставляя только надписи.          Ближе к подростковому возрасту все рисунки уже должны быть заменены словами. 

В течение дня обращайтесь к расписанию вместе с ребенком. Когда ребенок заканчивает какое-либо занятие, снимайте с доски соответствующий рисунок. Начало и конец каких-то важных дел обозначайте яркими сенсорными действами. Например, начало урока обозначьте появлением в комнате специального стула, который используется только для занятий. Заканчивайте занятие одной и той же песенкой или словами. Пусть начало купания обозначается звонком колокольчика, а укладывание в постель знаменуется появлением в кровати мишки.

Подобное же мобильное расписание позволит ребёнку спокойно чувствовать себя на улице. Набор карточек  вставляется в нужной последовательности в кармашки альбомчика для фотографий. Скажем, вы едете к бабушке в гости. В кармашки вставляются картинки: одежда, обувь, автобус, картинка рука с денежкой - рука  с билетом, книжка, фотография бабушки. Мама проговаривает, показывая ребёнку картинки: «Саша оденется. Саша обуется. Саша и мама сядут в автобус. Саша возьмёт денежку и даст водителю. Водитель даст Саше билетик. Мама почитает Саше книжку. Саша и мама выйдут из автобуса и придут к бабушке». По ходу реализации этого плана, Саше позволяется сколько угодно раз заглядывать в книжку-альбомчик. По ходу действия мама вынимает ненужные картинки и вставляет новые.

Аналогично можно заучивать самостоятельное выполнение какого-то сложного действия. Например, одевания. Ребёнку в последовательности, необходимом для одевания на доску вешаются картинки: майка, колготки, рубашка, штаны, куртка, ботинки, шапка.

Запомните последовательность разучиваемой операции и произносимых слов, так как они должна быть одинаковой каждый раз.

Чем старше ребёнок, тем сложнее последовательность действий можно выстроить. Как только вся последовательность выучена ребёнком, и он не ошибается. Всю последовательность заменяют одним символьным значение. Это как бы «ключ». Например, процессу подготовки к обеду мы присвоим символьное изображение тарелки с супом, над которой летит пар от горячей еды. Позже при показе этой картинки у ребёнка, как у компьютера, запускается вся последовательность действий.

Хочу предупредить родителей, мечущихся между методиками. Если вы выбрали для обучения ребёнка методике АВА, то перейти к Хаускоуп будет уже затруднительно. Поэтому для выбора конкретной методики и выбора методов коррекционной работы обратитесь к специалисту. Существуют определённые ограничения в выборе методов работы в зависимости от протекания болезни и личных особенностей ребёнка. Например, для ребёнка с судорожным синдромом и эпилепсией методика АВА применима в очень мягкой адаптации, когда давление на ребёнка осуществляется очень ограниченно. Как правило, обучение навыкам самообслуживания в большей мере ложится на родителей, поэтому встречи со специалистом могут носить периодический, а не постоянный характер: например, раз в две недели.  Однако, по моему строгому убеждению, консультации специалистов обязательны, так как родители, как правило, не обладают всей полнотой информации о том, какими методами и способами можно достигнуть того или иного результата.

 
Рудова А.С. дефектолог, психолог, генеральный директор центра развивающих методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития «Арлекин».
 
 (тезисы выступления на конференции «Помощь детям с синдромом Дауна», май 2009. Полную версию данного выступления и иных материалов о развитии детей с отклонениями в развитии можно получить в студии «Арлекин» на дисках, выпущенных по результатам различных конференций. На данный текст распространяется действие закона о защите авторских прав, поэтому перепечатка или приведение отрывков из него возможны только после согласования с автором текста, и также при приведении ПОЛНОЙ ссылки на данную страницу сайта)
18 мая 2009 г.
  • Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем для скачивания книг.
  • Поделиться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.